Методические указания для прохождения практики в ДОУ

 Цели учебной психолого-педагогической практики

  • закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося по ранее изученным дисциплинам;
  • приобретение    методом    погружения        практических    умений    в    сфере профессиональной деятельности педагога-психолога с группой детей дошкольного возраста.

Задачи учебной психолого-педагогической практики

  • получение  представления  и  знания об основных  психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе взаимодействия воспитателей и дошкольников;
  • получение      теоретических     и     практических     навыков     по     организации воспитывающей    деятельности    по    самообслуживанию    и    формированию    детского коллектива;
  • получение важнейших практических навыков в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком;
  • закрепление навыков работы с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • ориентация студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции;
  • создание  мотивационно-ценностного  отношения  к  предстоящей  психолого- педагогической деятельности;
  • формирование осознания необходимости самообразования и   самоподготовки к практической работе.

 Для прохождения данной учебной практики обучающийся должен:

       Знать:

  • закономерности психического развития ребенка дошкольного возраста;
  • закономерности образовательного процесса в МДОУ, развивающие функции обучения и воспитания;
  • варианты развития при различных видах дизонтогенеза;
  • структурные и динамические характеристики малой группы.

       Уметь:

  • взаимодействовать с детьми дошкольного возраста;
  • использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей.

        Владеть:

  • методами исследований в области педагогики и психологии;

 Место и время проведения учебной психолого-педагогической практики

       МДОУ г. Пензы и Пензенской области, 2 семестр, 4 недели, 216 часов

 Содержание практики

1. Подготовительный этап (10ч):

 1.1.  Сбор анамнеза данных об испытуемых (20 часов): подготовка вопросов для беседы с ребенком, его родителями, воспитателями; проведение беседы с ребенком, его родителями и воспитателями группы.

 1. 2. Наблюдение   за   объектом   исследования   (36   часов): подбор методик и схем наблюдения за деятельностью дошкольника в различных ситуациях; наблюдение за поведением  ребенка в различных ситуациях: игровой, учебной, при взаимодействии с различными категориями людей (сверстники, воспитатели, родители); наблюдение за группой детей дошкольного возраста в различных ситуациях: игровой, учебной, при взаимодействии с различными категориями людей (сверстники, воспитатели, родители); изучение проблемы  по запросу детского учреждения.

2. Психодиагностический этап

2.1. Диагностика фиксация, обработка  результатов методик и написание психологического заключения. (60 часов): проведение психодиагностических процедур по сбору, обработке и систематизации полученных результатов; проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы по результатам проведенного научного наблюдения; написать два вида психологических заключений: индивидуальное и групповое.

2.2.       Ведение дневника в целях профессиональной рефлексии в процессе исследования (10 часов): анализ и фиксация в дневнике рефлексии своей профессиональной деятельности, особенностей протекания процесса исследования. Овладение психологическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания; разработка рекомендаций по оптимизации развития личности ребенка в МДОУ (56 часов); создание рекомендаций из реализации здоровьесберегающих технологий развития личности дошкольника, разъяснительная работа с воспитателями; на основе выработанных рекомендаций, консультация с педагогом-психологом дошкольного учреждения; подготовка и проведение разъяснительной работы с родителями.

3. Подготовка отчёта по практике (24 часа)

3.1.Оформление отчета по практике (18 часов): работа над отчётом, консультация с педагогом-психологом и методистом; оформление отчёта по практике.

3.2.Представление отчёта руководителю практики (6 часов): представление и защита отчёта; представление отчёта руководителю практики.

 Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Промежуточная аттестация по учебной практике проводится в форме зачета, который ставится за защиту отчета во 2 семестре.

Отчетная  документация:  отчет по практике,  характеристика с  места прохождения практики.

 Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики «Психолого-педагогическая практика»

а) основная литература:

  1. 50 сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск».2002.-160с.
  2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.:Вербум-М.2003
  3. Гуманистическая   направленность   штайнеровской   педагогики.   М.:   Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.2009
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб.,2010
  5. Исаев Е.И., Слободчиков В. И. Психология человека. - М.. 2005
  6. Калейдоскоп   школьных   дел/Авт.-сост.   В.Н.Щербакова.   Е.М.   Смекалова.-   М..ТЦ «Сфера». ПОИ11КРО.2001
  7. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики : учеб, пособие для студентов вузов/ Л. В. Корнева. -М.: Владос. 2006.-157
  8. Кочетов А.И. Педагогические технологии. Славянок - на -Кубани,2010
  9. Лютова   Е.К..   Монина   Г.Б.   Тренинг   эффективного   взаимодействия   с   детьми. СПб.. 2 00 8
  10. Методика воспитательной работы / Под ред. В. М. Коротова. - М., 2010
  11. Методика воспитательной работы : Учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. О.В. Еремкина и др.] : Под ред. В.А. Сластенина. - М.. 2002.
  12. Методика воспитательной работы : Учеб.пособие. - М.: Просвещение. 2009.
  13. Методика воспитательной работы: Учеб. для вузов / Под ред. Л. И. Рувинского. - М.. 2004
  14. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии - СПб..2006 
  15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д.   Балин.,   В.К.   Гайда  и  др.//  под  обшей  ред.   А.А.   Крылова.  С.А.   Маничева.- СПб.. 2008
  16. Практикум но возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб..2002
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. 2009.

б) дополнительная литература:

  1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.2010.
  2. Вульфов     Б.З..     Поташник    М.М.    Организатор    внеклассной    и    внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. - М.. 2003.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.. 2008.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л..2001.
  5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М..2001.
  6. Кан-Калик В.А.. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 2010.
  7. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева. В.В. Столина. - М., 2007.
  8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М.. 2009.
  9. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой НЛО. - СПб.,2008
  10. Психодиагностика: теория и практика / Общая редакция Н.Ф. Талызиной. - М., 2006.
  11. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.. 2007.
  12. Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. - СПб..2001
  13. Спирин. Л. Ф.. Фрумкин. М. Л.. Степинский. М. А. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Под ред. В. А. Сластенина. - Ярославль. 2004.
  14. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб..2004
  15. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Смоленск. 2008
Дата создания: 18.05.2013 00:32
Дата обновления: 02.10.2020 10:24